Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?


 
2021-05-16 11:50 - За Советский Казахстан!
Новость сообщил RTCдругие новости (газета "Костанайские Новости")
газета Как летчик создал боевой казахский экипаж
Пока война полным ходом шла на земле, границы неба охраняли военные летчики. Воздушные сражения, пожалуй, одни из самых тяжелых и коварных. Только представьте, вы высоко над землей, за вами постоянно ведут наблюдение противники, самолет то и дело обстреливают фашистские истребители, выходят из строя двигатели, воздушные судна горят. В лучшем случае экипаж сможет посадить самолет или выпрыгнуть из него с парашютом, в худшем - погибнуть. TengriMIX рассказывает об отважном казахстанском летчике, который сформировал казахский экипаж и прошел с ним почти всю войну.
Байтурсун Есеркепов родился 6 ноября 1917 года. Его называли ровесником революции. Как и у многих в то время, у Байтурсуна было трудное детство. Он рано осиротел и попал в алма-атинский детский дом. Там он окончил 10 классов. А потом стал грезить небом и пришел в только что открывшийся алма-атинский аэроклуб ОСОАВИАХИМа.

Аэроклуб Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству был излюбленным местом сбора мальчишек. Здесь проводили спецподготовку юношей-призывников в ряды десантников ВДВ, прыгали с парашютом, изучали летательные аппараты, ну и, конечно же, учились пилотировать. Среди курсантов клуба был и Байтурсун Есеркепов. Полеты тогда проходили на горе Кок-Тобе. Летали курсанты на деревянных планерах "УС-3"и "УС-4". Летательный аппарат в разобранном виде несли на гору, затем собирали и взлетали. Длился такой полет недолго, зато ощущений и эмоций хватало на неделю.
Затем Байтурсун Есеркепов устроился на работу в детскую газету "Октябрь балалары", но мечту о небе не оставил и параллельно продолжал учиться в аэроклубе.

В одной из глав книги "Богатыри крылатой гвардии", посвященной авиаторам-казахстанцам, автор Жакипбек Сербаев вспоминал: "Глубокой осенью 1937-го учеба пришла к концу. Из Оренбурга приехали инструкторы-летчики лейтенанты Николай Верховец и Петр Кульков, чтобы принять у ребят экзамены по технике пилотирования. Лучшим питомцам аэроклуба они тут же предложили поступить в Оренбургскую военную школу летчиков. Был среди них и Байтурсун Есеркепов".

Так в числе десятка алматинцев Байтурсун отправился в Оренбург и сразу был зачислен на второй курс. Здесь он встретил Сергея Луганского, ставшего впоследствии дважды Героем Советского Союза. Сначала Байтурсун Есеркепов пробовал себя в качестве летчика-истребителя, но вскоре пересел на "Катюшу" - скоростной фронтовой бомбардировщик.

Война застала его в Забайкалье. Вместе с авиадивизией он перебазировался на запад и приступил к службе на недавно созданном Брянском фронте.

31 августа 1945 года Байтурсун с экипажем сделали шесть боевых вылетов. Под вечер уставших солдат, возвращавшихся домой, внезапно стали атаковать немецкие истребители Мессершмитты. Есеркепов понял, дело плохо - старенькая "Катюша" намного уступает по скорости и вооружению крылатой машине противника. Нужно было срочно отстреливаться. Солнце слепило глаза, из-за этого ориентироваться в небе было еще сложнее. Немцы упорно продолжали преследование и метким ударом разбили левый двигатель "Катюши". На одном моторе Есеркепову с экипажем чудом удалось добраться к своим. Через пару недель ситуация точь-в-точь повторилась. На этот раз грозные и быстрые в маневрах Мессершмитты буквально изрешетили самолет Байтурсуна, повредив оба двигателя. Кое-как ему удалось посадить самолет на землю, не выпуская шасси. Сослуживцы считали, что экипаж геройски погиб.

Вскоре летчиков ждал сюрприз - новенькие пикирующие бомбардировщики Пе-2 по прозвищу "Пешка". Для Есеркепова эта машина станет настоящим боевым другом.

14 июля 1942 года в составе других самолетов Пе-2 он бомбардировал аэродром противника в районе поселка Касторное (Курская область). Было уничтожено и подожжено до 10 немецких самолетов. Повторным вылетом Есеркепов с товарищами точным попаданием бомб на железнодорожную станцию подожгли эшелон с горючим. Помимо боевых вылетов, летчики также "ходили" в разведку. 17 сентября 1942 перед Есеркеповым была поставлена задача - узнать расположение самолетов на аэродромах города Старый Оскол. Вылетев одиночным экипажем, на восточном аэродроме он обнаружил 18 самолетов ХЕ-111. Точно в цель Есеркепов незамедлительно сбросил несколько бомб. На земле запылал огонь. В небе все было относительно спокойно. С чувством выполненного долга разведчик полетел домой, но тут же был атакован двумя немецкими истребителями. На тот момент уже опытному летчику удалось отбиться и вернуться домой без потерь. Таких успешных боевых вылетов до конца войны на счету Байтурсуна Есеркепова будет еще около 200. За самые героические он получит несколько наград.

Кустанай
Карта Костаная
Карта области

Счетчик посещений

Наши партнеры
Помогите детям

Banner

2003 © Interstan® .