Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?


 
2018-11-24 21:46 - Алимжан Бекмагамбетов: «Нам Нужны Свои Стивы Джобсы»
Новость сообщил RTCдругие новости (газета "Наш Костанай")
газета Со временем студенты научатся разрабатывать собственный продукт
Это станет возможно в Казахстане в том случае, если в системе образования страны начнут делать акцент на потребности учеников с учетом требований рынка.

Заместитель директора по науке и профессор кафедры права Костанайского филиала Челябинского госуниверситета, кандидат юридических наук, эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РК Алимжан Бекмагамбетов недавно вернулся из Германии, где читал лекции в университете. О том, почему немецкие студенты стучат по парте, что отличает преподавателя в Германии от его коллеги в Казахстане и почему важно развивать стартапы, он рассказал в эксклюзивном интервью «НК».

– Алимжан Бауржанович, как зародилась ваша дружба с немецкими университетами?

– Одно из сегодняшних требований к высшему образованию – интеграция в мировое пространство, которая подразумевает международное сотрудничество и кооперацию. Для этого мы должны быть открыты инновациям, которые есть в лучших университетах мира, в развитых странах, к которым относится и Федеративная Республика Германия. Об этой открытости сознания, важности культа знаний, конкурентоспособности личности в программной статье «Рухани жаңғыру» говорит и наш Президент Нурсултан Назарбаев.

В Германии по приглашению Межднародного центра научной информации и образования в лице доктора Натальи Михайловой я провел три недели, две из которых находился в городе Дюссельдорфе и проходил научную стажировку и повышение квалификации в университете Генриха Гейне. Этот университет использует в образовании современные подходы и демократичные стандарты. Студенты максимально участвуют в построении траектории своего обучения. При составлении программы обучения приоритет делается на практикоориентированность, когда 30% времени студент уделяет изучению теории, 70% – наработке практических навыков.

Большое значение в высшем образовании Германии придается системе менеджмента качества, регулярно проводится повышение квалификации педагогических кадров. Даже самые сильные профессора, к которым выстраиваются очереди студентов, периодически проходят аттестацию. Делается это для того, чтобы они не застыли на месте.

Из Казахстана в Германию поехали девять человек. Все отметили, что университеты имеют давние традиции и смогли сохранить самобытность в образовании, они не стали слепо копировать все элементы Болонской системы (к которой присоединен и Казахстан), и это замечательно. При этом никто не оспаривает важности вышеназванной европейской системы. Напротив, она как один из продуктов глобализации, работает вполне устойчиво, что подтверждает опыт многих стран.

Германия использует несколько языков, английский является универсальным, но для того чтобы, допустим, поступить в магистратуру или докторантуру, нужно знать немецкий, потому что диссертацию обучающийся будет писать именно на этом языке.

В этой поездке я понял, насколько важна академическая мобильность, которую мы сейчас развиваем, – расширяются кругозор и круг общения, достигаются новые договоренности.

Расскажу небольшую предысторию. В 2015 году на международной конференции в Санкт-Петербурге я познакомился с коллегой Ольгой Зигмунт из города Гамбурга. Через год мы еще раз встретились в Москве, в МГУ им. М.В.Ломоносова, и я предложил ей сотрудничать университетами. В мае этого года она приехала в Костанай, приняла участие в крупной международной научной конференции, которая проходила в нашем городе, и в стенах КФ ЧелГУ мы подписали меморандум о взаимодействии. Чтобы он не был декларативным, я прочитал четыре двухчасовых лекций для студентов факультета социологии. Перед этим тщательно готовился, потому что понимал, что у немецких преподавателей другая, несколько отличная от нас методика. Они более открытые и улыбчивые, демократичные, им характерны прагматичность и использование интерактива. Хотя хочу заметить, что глобализация ведет к тому, что и наши преподаватели постепенно становятся такими. Если раньше мы проводили лекции в формате «говорящей головы», сегодня, в информационный век, обязательно сами обновляем собственную базу данных, а потом готовим наглядный материал в виде презентаций, слайдов, роликов. Прежний классический преподаватель больше становится модератором, «играющим тренером» на поле.

Немецкие студенты оказались очень толерантными, доброжелательными, любознательными и активными на лекции, задавали мне вопросы, дискутировали между собой, а в завершение занятий начали стучать по столу – это значит то же, что и наши аплодисменты: так они выражают свою благодарность. Раз мне постучали, думаю, им было интересно. Сомневаюсь, что это было принудительно, все-таки Германия – свободная страна.

– На какие темы вы разговаривали с немецкими студентами?

– Первым делом я представился и рассказал о себе и Казахстане на казахском языке. Пусть потом мне пришлось повторить это на русском для переводчика, важно, чтобы студенты услышали нашу речь и наш язык. В своем выступлении я старался затронуть темы, которые бы увлекли немецкую молодежь. Сугубо казахстанское им было бы неинтересно, поэтому первая тема, которую мы обсуждали, – свобода человека как высшая ценность цивилизации, и такое преступное посягательство на нее, как торговля людьми. Это глобальная проблема. Она есть везде, и в Казахстане, и в Германии, которую нужно решать сообща. Следующая лекция была посвящена экстремизму и кибератакам. Эти вопросы тоже очень актуальны для всего мира.

Также я рассказал об уголовно-правовой системе Казахстана. Говорил о том, что изначально у нас применялось обычное право казахов – Жеті жарғы, Қасымханның қасқа жолы, Есімханның ескі жолы, но на следующем этапе истории правовая система страны претерпела изменения под действием Российской империи и Советской власти. И опять-таки, на правовую систему России влияние оказала политика Петра I, прорубившего окно в Европу…

Глобализация приводит к обмену между континентами, странами, происходит взаимопроникновение культур, в том числе и правовой. Нашей стране характерна романо-германская правовая система, но она представлена не в чистом виде, например, в МФЦ «Астана» работают специалисты международного уровня, которые получили образование за рубежом и изучали английское право. Таким образом, в нашей правовой системе наряду с элементами романо-германской правовой системы гармонично сосуществуют институты англо-саксонской.

У американского профессора Дж. Флетчера и российского А.В. Наумова есть работа, в которой они сравнивают уголовное право США и России, а позже через призму этого анализа наш корифей юриспруденции У.С.Жекебаев написал о казахстанской системе уголовной юстиции. В этом труде можно увидеть, что все мы перенимаем опыт друг друга. Так и должно быть. Для того чтобы уметь взять лучшее из практики других стран, мы должны быть открыты новому, об этом как раз говорится в программной статье нашего Президента «Рухани жаңғыру» Мир меняется, нужно все время учиться, говоря современным сленгом, «прокачивать» себя, чтобы иметь как можно больше опций.

– Какое место занимает наука в Германии? Наши ученые часто сетуют, что казахстанской науке уделяется мало внимания и финансирования.

– В своем Послании Елбасы сказал, что 10% ВВП Казахстана будет выделено на образование, науку и здравоохранение. И это очень радует. В Германии нам не называли точных цифр, я думаю, это все можно найти в интернете, но наука там находится в приоритете. Заметно, что на научно-исследовательские институты при университетах выделяются хорошие средства. Не секрет, что Германия входит в число мировых лидеров по числу ведущих ученых в стратегически важных направлениях отраслей научных знаний, инновационных и прорывных разработок для нужд современной экономики. Львиная доля ВВП страны выделяется на финансирование науки, образования, что дает свои положительные плоды. Разумеется, это способствует повышению привлекательности и престижа ученого, притоку новых специалистов в эту сферу. Сегодня новая цифровая парадигма и трансформация практически всех сфер жизнедеятельности только усиливает спрос на научно-исследовательские, информационно-аналитические, прикладные и коммерциализированные разработки.

– Что из того, что вы увидели в системе образования Германии, можно и нужно внедрять у нас?

– В нашем университете мы и дальше будем стараться следовать принципу максимальной интерактивности и практикоориентированности обучения с акцентом на softskills (гибкие/мягкие навыки). Нужно избавляться от лишнего, схоластического и переходить к тому, что конкретно нужно студенту для работы, прививать ему навыки, максимально приближенные к требованиям рынка труда с учетом современных достижений маркетологии (клиентоориентированность), искусства коммуницирования (выстраивания связей, межличностных отношений), лидерства, мотивирования и т.д. И тут необходимо, чтобы работодатель, как партнер вуза, сам активно участвовал в учебном процессе и прямо говорил: нам нужен специалист с таким набором профессограмм и личных качеств; вот этот предмет не нужен (он устарел или невостребован в современных условиях); здесь вы учите не так.

Президент Казахстана не раз говорил о том, что самые развитые – это страны Организации экономического сотрудничества и развития, поэтому стандарты ОЭСР должны быть мерилом качества в тех или иных сферах деятельности, будь то полиция, прокуратура, государственная служба, образование.

Суперважно, чтобы у нас появились свои Стивы Джобсы, свои стартаперы. В Послании Президента сказано, что процент ВВП, выделяемый на образование, науку и здравоохранение, увеличится до 10% из всех источников финансирования. И поэтому здесь, как в развитых странах, должно быть несколько игроков.

Финансировать стартаперов должно не только государство, но и бизнес, при условии, что молодежь будет не просто писать рефераты со своими идеями, а предоставит конкретный, разработанный продукт. И если он будет действительно полезен, госструктуры и бизнес могут выделить на его развитие финансирование, предоставить лаборатории для разработок. В Германии это уже работает, нужно развивать это у нас.

Создавать новые проекты по той же кибербезопасности. Для этого в Казахстане есть все возможности, но нужно помнить, что такие умные головы должны быть высокооплачиваемыми. Иначе их завербуют преступники.

Кустанай
Карта Костаная
Карта области

Счетчик посещений

Наши партнеры
Помогите детям

Banner

2003 © Interstan® .