Вход |
|
|
|
2016-04-28 04:49 - Кто позволяет «дозволенное»? | Новость сообщил RTC | другие новости (газета "Наш Костанай") | | Спрос на халал продукцию и услуги растет с каждым годом |
| | Но в Казахстане пока нет единого мнения, что же подразумевается под этим термином и кто должен заниматься контролем халал индустрии.
Мода на халал
В начале апреля исследовательский центр Сrescentrating опубликовал рейтинг стран, удобных для халал туризма. Казахстан в нем занял 16 место из 130 возможных. Несмотря на то, что нашей стране отвели в этом рейтинге достаточно высокое место, сами казахстанцы на эту новость отреагировали удивлением: да, количество вывесок и этикеток с пометкой «халал» или «мусульманское» за последние годы значительно выросло, но распространение халал продукции и услуг в Казахстане вряд ли можно назвать повсеместным.
К тому же термин «халал» для нашего потребителя до сих пор остается не совсем понятым. К примеру, если изначально он употреблялся только по отношению к еде, то позже его начали применять и к баням, гостиницам, появился даже термин «халал проституция» - верующие женятся на женщине, потом разводятся и передают ее своим друзьям или знакомым.
Популярность термина халал и свободная его интерпретация вызвали беспокойство у мусульманского духовенства. И в прошлом году Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) заявило, что берет халал индустрию под свой контроль.
- Халал переводится с арабского как «дозволенное», то, что каждый человек может кушать без сомнений, - поясняет наиб-имам областной мечети Марала ишана Абдукахар Ерматов. - Применяется это понятие только к съестной продукции, на гостиницы, детские сады, которые сейчас начали активно использовать приставку «халал», оно не распространяется. Производство халал продукции тесно связано с деятельностью ДУМК, с вопросами о том, что такое халал, какие существуют стандарты, обращаются именно к мечети. Поэтому ДУМК взяло на себя обязанность проверять предприятия, занимающиеся выпуском халал продукции.
В связи с этим в Духовном управлении открылся отдел стандартизации халал продукции, в феврале 2016 года ставший ТОО «Халал Даму», а ДУМК занялся подготовкой имамов, которые будут заниматься проверкой и контролем предприятий, выпускающих разрешенную шариатом продукцию. Для того, чтобы получить сертификат от муфтията, нужно обратиться в областную мечеть, а она уже будет работать с головной организацией ДУМК. Услуги халал сертификации - лабораторные исследования, проведение консалтингов для сотрудников предприятия - платные. Сам же сертификат выдается на один год. А теперь - внимание: на сегодня костанайская мечеть не выдала ни одного такого документа.
Нужны не только религия, но и наука
Желание духовенства взять под контроль халал индустрию было неоднозначно воспринято организациями, которые ранее занимались сертификацией халал продукции и услуг. Так как Казахстан является светской страной, где религия отделена от государства, эти услуги оказывались частниками, которые получали за это хорошие деньги.
- Конечно, мы сертифицируем эту продукцию, - поясняют в Костанайском филиале Национального центра экспертизы и сертификации. - Но право называться «халал» дают определенные частные организации, которых в Казахстане несколько. Государство этим никогда не занималось.
Одной из самых первых организаций, которая занялась в Казахстане развитием и продвижением халал индустрии, является ОЮЛ «Ассоциация халал индустрии Казахстана», руководит которой врач и теолог Марат Сарсембаев.
- В основном сертификацией халал производства в Казахстане занимаемся мы, - утверждает Сарсембаев. - Документы выдает и духовенство, но мы имеем аккредитацию в международных организациях, поэтому предприятиям, которые ориентируются на экспорт, однозначно нужен наш сертификат. Мы аккредитованы в мировой системе, а они только в системе ханафитского мазхаба (одна из четырех правовых школ в суннитском исламе - прим.авт.). Конечно, духовенство старается помочь, но уже не раз выражалось мнение о том, что оно не должно оказывать услуги предпринимательству. Это в первую очередь опасно для авторитета мечети. Например, в Турции, ОАЭ, Малайзии такой практики точно нет.
По словам Сарсембаева, халал уже давно стал солидной экономической нишей, которая требует внимательного к себе отношения, и одних религиозных знаний для контроля за этой сферой недостаточно.
- Те же пищевые добавки бывают разными – разрешенными, запрещенными и сомнительными. Если даже они являются халал, но на спирту – уже считаются запрещенными. Или, к примеру, в генно-модифицированных продуктах должны быть гены халал животных. Если помидор модифицирован камбалой, мы не будет возражать, а вот если в нем содержится ген скорпиона, есть их уже запрещено. Здесь, кроме религиозных, нужны знания медицины, стандартизации и сертификации.
Не согласен Сарсембаев и с тем, что понятие халал должно употребляться только по отношению к продуктам питания.
- В Министерстве индустрии и развития РК проводилось совещание с участием представителей других министерств, духовенства, бизнеса, - рассказывает Сарсембаев. - Духовенство подняло вопрос о том, что халал превратился в бизнес. Но ведь так оно и есть: заводы, которые выпускают халал продукцию, не собираются распространять религию, они развивают свой бизнес. Был вопрос и о том, имеют ли право быть халал кафе и гостиницы. Гостиница – это же временное жилье мусульманина, в нем должны быть условия для намаза, омовения, соответствующее меню. Когда к нам приезжают представители мусульманского мира, они ищут такие гостиницы, это клиентура, и почему ее надо упускать? Бизнесмены тоже понимают это, поэтому и развивают халал услуги и туризм.
«Мусульманская»
не значит халал
Пока частные объединения и духовенство решают, что именно подразумевается под халал и кому правильнее заниматься контролем над этой деятельностью, желающих использовать разрешенную исламом продукцию становится все больше. Этот спрос и отсутствие четких требований к халал продукции используют некоторые не совсем добросовестные предприниматели.
К примеру, в магазинах и супермаркетах Костаная в большом разнообразии представлены колбасы «Мусульманская», «Сервелат Мусульманский» и другие, которые неосведомленный покупатель воспринимает как халал продукт. В большинстве своем они выпускаются местными производителями. Связавшись с ними, мы выяснили, что все эти колбасные изделия всего лишь не содержат свинины и ничего общего с халал не имеют, по большому счету, вводя потребителя в заблуждение. Наличием сертификата халал из всех костанайских производителей колбас смогло похвастать лишь ТОО «Ирина и К».
- Для этого мы, как требуется, построили отдельно стоящий цех, закупили отдельное оборудование, - поясняет главный менеджер по производству и реализации пищевой продукции Денис Вербкин. - Мясо мы приобретаем в сертифицированных убойных пунктах, где животное забивают в соответствии с нормами ислама. Есть так называемые мусульманские продукты, а есть халал. Но употребление термина «мусульманский» в таких случаях не всегда корректно, правильнее «без свинины», потому что в остальном такая продукция религиозным требованиям обычно не соответствует.
Попытка производителей выдать свою продукцию за халал понятна – традиционно такая продукция стоит дороже.
- Говядина на кости с халал убойного пункта дороже на 150-200 тенге, - поясняет Денис Вербкин. - На нем ведь производят убой скота только по шариату, а это узкий рынок. К тому же убой не механизированный, это требует более высокой квалификации забойщика, и производительность при ручной работе становится меньше. Все это отражается на стоимости продукции. В итоге получается, что когда мы делаем абсолютно одинаковый продукт, но один халал, другой просто без свинины, разница в цене составляет 250-300 тенге за кг.
Как говорит Вербкин, производители огорчены, что до сих пор нет единого мнения даже по тому, кто должен заниматься сертификацией халал производителей:
- Организации, которые должны нам помогать в развитии халал индустрии, сами не могут прийти к единому мнению. Было бы неплохо, если бы на территории Таможенного союза существовал какой-то один орган, который бы выдавал разрешение на аудит и другие мероприятия на предприятиях, заявляющих, что они производят халал продукцию. Но пока этого нет и мы довольствуемся тем, что есть – обращаемся к услугам частных компаний, исходя из того, что они зарегистрированы и их специалисты прошли соответствующее обучение.
Однако вполне вероятно, что уже в ближайшем будущем понятие и требование к халал продукции будет приведено в единую форму. В феврале этого года заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев заявил, что Казахстану следует обратить внимание на экспорт халалной продукции. По информации Сагинтаева, в ближайшее время рынок халал будет расти на 6,5% в год и к 2020 году его объем достигнет $2,5 трлн. Заместитель премьер-министра отметил, что отечественным производителям нужно не упускать эту возможность. А для этого в первую очередь нужно, чтобы производимая в Казахстане халал продукция соответствовала международным стандартам.
Джамиля ЖАКУПОВА |
|
Кустанай |
|
|
Счетчик посещений |
|
|
Наши партнеры |
|
|
|