Вход |
|
|
|
2005-04-12 03:54 - Женщина-пилот "Боинга 737" судится с авиакомпанией "Эйр Астана" | Новость сообщил RTC | другие новости (Kazakhstan Today) | | Интервью с экс-пилотом Авиакомпании "Эйр Астана" Тоты Амировой |
| | Единственная в СНГ женщина-пилот «Боинга 737» нового поколения Тоты Амирова начала судебный процесс с монополистом на рынке авиаперевозок Казахстана авиакомпанией ЗАО «Эйр Астана». О конфликте и развитии авиации в Казахстане Т. Амирова рассказала в интервью KZ-today.
KZ-today: Тоты Серикказыевна, что явилось причиной конфликта с руководством ЗАО «Эйр Астана»?
Т. Амирова: Компанию «Эйр Астана» создавали казахстанские специалисты, бывший персонал «Эйр Казахстана». Мы занимались образованием всей технологической цепочки, переучиванием персонала, заключением договоров. Президент авиакомпании Ллойд Пакстон пришел в компанию перед пуском первого рейса. После года существования авиакомпании Ллойд Пакстон заявил, что скоро в Казахстан прибудут самолеты Боинг-757 вместе с экипажами.
Одним из невостребованных самолетов во всем мире в настоящее время является именно Боинг 757-200. Многие авиакомпании стараются избавиться от этих самолетов. Причина - появление новых экономически более выгодных лайнеров. Модели Боинг 757-200 уже более 20 лет и во многих международных авиакомпаниях нет даже инженеров для обслуживания данного типа самолетов. Кроме того, многие авиакомпании, которые использовали этот тип, объявлены банкротами. Между тем, Л. Пакстон принял решение о лизинге именно этих самолетов.
Позже в авиакомпании начались увольнения, которые коснулись в основном высококлассных специалистов. Л. Пакстон увольнял штурманов, пилотов, авиаинженеров, причем именно тех, кто создавал «Эйр Астану».
Еще одной неожиданностью для коллектива авиакомпании стало приобретение Fokker-50, в то время как завод по производству этого типа самолетов обанкротился в 1996 году. После приобретения Fokker-50 «Эйр Астане» приходилось искать запасные части к этому самолету по всему миру.
Естественно, обо всех этих проблемах я написала в письме президенту Казахстана. Кроме того, к письму я прикрепила документы о том, как за государственный счет за рубежом осуществляется ремонт авиатехники по высочайшим ценам.
14 января 2005 года за разглашение коммерческой тайны я получила выговор от Л. Пакстона. Позже, на основании этого выговора меня уволили, причем задним числом. Я возвращалась из командировки из Москвы, у меня на борту более 100 человек, и как оказалось, в тот момент я была уже уволена. Будучи безработной, я принесла доход авиакомпании.
В марте 2005 года я подала в суд на авиакомпанию о неправомерности моего увольнения с требованием аннулировать выговор и восстановить меня на работе.
На сегодняшний день прошло несколько заседаний суда, причем представители авиакомпании так и не появлялись на слушаниях. Я не понимаю, почему, мы граждане Казахстана, имея высокую квалификацию, не имеем право на труд в собственной стране.
KZ-today: Сколько, по Вашим подсчетам, за последнее время из авиакомпании Эйр Астана было уволено сотрудников?
Т. Амирова: За последние месяцы Л. Пакстон уволил или заставил уволиться самим около 60 бортпроводников и около 15 летчиков. Также были уволены 10-15 лучших инженеров, которые имели огромный стаж работы, получали образование в Англии, Америке и свободно владеют английским языком.
Причем увольняют по разному, не всегда напрямую. Например, в прошлом году на переподготовку в Амстердам были отправлены наши летчики. Девять из них вернулась из-за того, что иностранные специалисты признали их негодными летать на маленьких Fokker-50. А ведь именно эти «отсеянные» казахстанские летчики по несколько лет отлетали на больших самолетах.
В настоящее время заработная плата казахстанских летчиков ниже, чем узбекских. В Узбекистане зарплата пилота составляет около $3 тыс., Россия предлагает $4,5 тыс., ОАЭ - $5 тыс. Естественно, летчики выбирают там, где больше платят. Казахстанские летчики работают в Эмиратах, Вьетнаме, США, Канаде, России, Африке. Получается, что наши пилоты соответствуют требованиям мирового уровня в других странах, а у нас нет. Л. Пакстон получая прибыли, не желает платить нормальные деньги казахстанским летчикам, но в то же время платит огромные деньги иностранным пилотам.
На сегодняшний день в республике сложилась такая ситуация, когда казахстанских пилотов выживают из собственной страны, наших бортпроводников, которые уже обучены, также за границей, имеют большой опыт - увольняют. А ведь, бортпроводники тоже отвечают за безопасность полета. Кроме того, молодые стюардессы, которых набирает Л. Пакстон это бывшие работники ресторанов и отелей, как они могут отвечать за людей в полете.
Такие страны как Германия, Турция, Китай, США, Англия имеют собственных летчиков, инженеров и бортпроводников, потому, что авиация относиться к категории высоких технологий и считается стратегической отраслью. Владея авиацией, тем более монополизировав ее, можно завладеть небом страны.
KZ-today: Однако Ллойд Пакстон не раз заявлял о том, что в авиакомпании работает более 90% …
Т. Амирова: В прошлом году «Эйр Астана» взяла в мокрый лизинг у турецкой авиакомпании «Атлас Джет», которая не является ведущей авиакомпанией мира, Боинг 757-200 вместе с экипажем и бортпроводниками. Только за последние три, четыре месяца более 100 летчиков и бортпроводников из Турции вахтовым методом отработали в авиакомпании «Эйр Астана» и продолжают работать, в то время как наши самолеты зимой с казахстанскими экипажами летали в сутки около 10 часов, что очень мало. Я не понимаю, почему, если есть самолет и казахстанский экипаж, нужно брать иностранные экипажи тем более за очень большие деньги.
Кроме того, турецкие экипажи только в декабре 2004 года два раза в Астане и Алматы сажали самолеты в условиях ниже погодного минимума, рискуя жизнями пассажиров - это вообще нонсенс. В небе над Алматы в тот день были и мы, и турецкий экипаж. Посадку из-за плохой видимости не давали, и мы кружили из-за тумана. Вопреки всем требованиям турецкий экипаж сел. Я спросила у диспетчера, о причинах, которые позволили произвести посадку. Диспетчер мне ответил, что турецкий экипаж сам принял такое решение.
Есть такие минимумы, ниже которых сажать самолет - это преступление. Я не понимаю, кто давал турецким экипажам право рисковать жизнями граждан Казахстана? Естественно это дело не было обнародовано, и никто наказан за это не был. Однако если бы это сделал казахстанский пилот, происшествие обязательно бы расследовали.
Я считаю, что привлечение иностранных экипажей очень сильно влияет на безопасность полетов, безопасность пассажиров. Представьте себе, что может произойти при нештатных ситуациях. Ведь, бортпроводники не смогли бы объяснить элементарного пассажирам, куда бежать и как вести себя при эвакуации, так как они не владеют ни русским, ни казахским языками.
KZ-today: Ллойд Пакстон на прошлой неделе заявил о том, что авиакомпания рассматривает возможность досрочного завершения операционного лизинга самолетов Fokker-50. Как Вы считаете, насколько верным было решение о приобретении данного типа самолетов?
Т. Амирова: Пять самолетов Fokker-50 были взяты в аренду в 2004 году. Всю зиму по 2-3 борта простояли на приколе из-за технических неисправностей, а вместо них летали арендованные АН-24 авиакомпаний «Скат» и «Тулпар».
Я считаю, что сейчас в авиакомпании необходимо провести полный независимый технический и финансовый аудит. Нужно выяснить насколько выгодно было, брать эти самолеты и сколько денег на запчасти, обучение экипажей, ремонт и так далее ушло из страны. Необходимо точно знать, сколько эти самолеты простояли на земле, сколько они налетали. Я уверенна, что подписание договора о лизинге этих самолетов было полной глупостью.
Пока нет независимого аудита, Л. Пакстон хочет быстрее избавиться от этих самолетов, чтобы прикрыть ошибочное решение об их аренде. Только после аудита будет понятно, что делать с авиакомпанией. И если решение по аренде Fokker-50 было принято неправильно, то тот, кто принимал данное решение, должен быть наказан.
Я, конечно, понимаю, Л. Пакстон не летчик, не инженер, может он хороший человек. Но как говориться хороший парень - это не профессия.
KZ-today: Какой в идеале Вы видите авиацию в Казахстане?
Т. Амирова: В настоящее время Казахстану необходим стопроцентный государственный перевозчик. В этой части уже имеется опыт иностранных государств по созданию государственных авиакомпаний, закупке техники и самолетов. Многие крупные авиакомпании начинали свою деятельность с государственных пакетов акции.
Так как целью частного капитала является получение максимальной прибыли, в частных авиакомпаниях планируется только оптимальное количество рейсов, что чаще всего бывает в ущерб интересам населения и государства. Поскольку авиация является одной из важных составляющих экономики страны этим нельзя пренебрегать в угоду прибыли. Частный капитал в свою очередь может финансировать проекты - то есть покупку самолетов, оборудования и уже от этого получать выгоду. |
|
Кустанай |
|
|
Счетчик посещений |
|
|
Наши партнеры |
|
|
|