Вход
Логин:

Пароль:

запомнить пароль

Регистрация
Забыли пароль?


 
2015-11-09 05:49 - Земля уйдет с молотка...
Новость сообщил RTCдругие новости (газета "Наш Костанай")
газета С 1 июля 2016 года в Казахстане начнут действовать новые механизмы
передачи земель сельхозназначения в частную собственность.

В зависимости от бонитета почвы 1 гектар пашни будет стоить около 50 тысяч тенге. Высокая оценочная стоимость земель, отсутствие в обороте «лишних» денег и прочие факторы вызвали негативную реакцию со стороны костанайских фермеров. О перспективах развития аграрного сектора «НК» рассказал руководитель ОО «Национальная индустриальная палата по Костанайской области» Умурбек Сатмухамбетов, который много лет проработал в сельском хозяйстве и не понаслышке знает проблемы этой отрасли.

- Мы часто употребляем фразу: «Земля – наше богатство», но редко задумываемся, насколько эффективно она используется. В частности, в нашей области сотни гектаров не используются по назначению, заросли бурьяном…

- С этим трудно не согласиться. Но почему сложилась такая ситуация? Земле нужен хозяин, а они бывают разные. Сейчас сотни сельских жителей остались без земельного пая. Аграрный сектор области в 90-е годы при переходе на новые формы собственности понес значительные потери. Директора совхозов, и я говорю об этом открыто, поддавшись соблазнам личного обогащения, стали «могильщиками» многих крепких хозяйств. Но это тема отдельного разговора. А с чем остались крестьяне? Часть из них имеет по 50-100-200 га земли, за счет которых содержат свои семьи. По мере возможности помогают односельчанам обеспечивать личные подворья сеном и фуражом. Им повезло в свое время взять землю в аренду. Но многие не оформили это право. Людям просто никто не объяснял, что согласно ст.170 Земельного кодекса можно было создать собственное хозяйство, отказаться от земли или стать соучредителем крестьянского хозяйства или ТОО. До третьего пункта, как правило, не доходило. Выяснив, что в силу преклонного возраста или финансовых проблем человек не готов обрабатывать землю, сотрудники акимата просили написать отказное письмо. В результате человек лишался на нее права, а ему просто нужно было объяснить, что не надо этого делать: подрастут дети, внуки, для них земля станет источником стабильности и достатка. Люди же подписывали документы, не задумываясь о последствиях. Говорю это не голословно: только в 2004 году, а я тогда возглавлял Союз фермеров области, мы вернули людям 8,5 тысячи земельных паев. К сожалению, не всем, кто обратился к нам, мы смогли помочь. Сейчас может возникнуть такая же проблема.

- В чем она заключается?

- Массовая приватизация земель сельхозназначения будет производиться на платной основе. Землю должен выкупить тот, кто на ней работает и живет. Но у нас есть сельхозпредприятия и ТОО, руководители которых никакого отношения к селу не имеют. Землю они взяли в аренду у сельского округа. Да, они сеют и убирают урожай, нанимая временно тех же селян, но работу получает лишь небольшое количество жителей. Раньше, готовя землю к севу, ее нужно было вспахать, пробороновать... Учитывая объемы, а в среднем по области площадь пропашных культур в совхозах составляла 25-30 тысяч га, приходилось работать с весны до поздней осени по 200 и более человек. Сейчас, используя американский хлебоуборочный комплекс «Джон Дир», можно за день посеять или обмолотить до 300 га. Сократилось в разы и количество людей, занятых в полеводстве. Как и на что им жить? У них зачастую даже нет возможности встретиться и пообщаться с собственником, который, ничего не вкладывая в инфраструктуру села, ежегодно получает прибыль и даже дотации от государства на развитие зернового бизнеса, но которому нет никакого дела до проблем селян. Хотя тот же деревенский фермер не только не получает никаких льгот, но и не может взять кредит в банке, не имея никакого залогового имущества, и ему зачастую приходится работать на грани фола.
- В это даже трудно поверить.
- Таких примеров - масса. Недавно ко мне обратился руководитель КХ «Клышпай Б» из Житикаринского района, владеющий одной тысячью гектаров земли. У него были проблемы с приобретением ГСМ, и фермер написал заявление на имя акима района с просьбой профинансировать весенние полевые работы по госпрограмме. В ответ получил формальную отписку о том, что для кредитования полевых работ району выделено только 145 млн тенге. По этой причине было принято решение выдать кредиты только крупным хозяйствам, «которые оказывают основное влияние на формирование экономики аграрного сектора и несут основную социальную нагрузку…» Это была, мягко говоря, ложная информация. По официальным каналам мне удалось выяснить, что сумма, выделенная для кредитования сельхозтоваропроизводителей Житикаринского района, составляла 211 млн тенге. Ее смогли получить только крупные агрофирмы. Такая тенденция наблюдается и в других районах области. Из этого следует, что и в дальнейшем субсидии будут выделяться только на развитие крупных агропредприятий. В то время как средние и мелкие фермерские хозяйства, а это 70% сельхозпредприятий, останутся один на один со своими проблемами.

- Умурбек Умурзакович, и где же выход из этой непростой ситуации?

- Аграрный сектор поддерживается правительствами всех стран. Где-то в большей, где-то в меньшей степени, но государство субсидирует сектор экономики, от которого зависит продовольственная безопасность страны. И Казахстан - не исключение. Поэтому, по моему мнению, необходимо не только максимально дотировать крупные компании, но и мелкие КХ для дальнейшего развития сельхозпроизводства с привлечением новых технологий и инвестиций, а для этого нужно кооперироваться.

- Но вернемся к началу нашего разговора: остались считанные месяцы до начала продажи земель из госфонда в частную собственность. Сейчас в СМИ эта тема активно обсуждается учеными, политиками и аграриями. А что конкретно предлагаете Вы?

- Приватизация сельскохозяйственных земель должна проводиться публично и только после обсуждения с рядовыми сельчанами и фермерами. Проект реформы должен быть всесторонне изучен. Этому должны предшествовать серьезные аналитические исследования, в которых были бы учтены все механизмы приватизации, а также казахстанские реалии сельскохозяйственной отрасли и села. В концепции законопроекта с изменениями и дополнениями в Земельный кодекс говорится, что он «разработан в соответствии с поручениями Президента», данным на расширенном заседании Правительства РК. Такая приватизация должна происходить абсолютно прозрачно, чтобы собственниками стали только те, кто действительно может работать на земле. Практика показывает, что в Казахстане даже самые благие намерения со стороны государства зачастую превращаются в «девять кругов ада» для рядовых жителей сел и аграриев. Все потому, что законы принимаются без учета существующих реалий в сельском хозяйстве из-за искаженных данных статистики, отсутствия профессиональных прогнозов, аналитики относительно результатов реформ, отсутствия публичных дискуссий, обсуждения законотворческих инициатив. Кроме того, важным фактором, влияющим на результаты реформ, является искоренение коррупции, иначе все может развиться по российскому сценарию.

- А что там произошло?

- Там в декабре 2014 года был принят закон о бесплатном выделении земель гражданам в любом свободном месте. Согласно ему под раздачу попали практически все земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе сельхозназначения и лесного фонда. Российские ученые, проанализировав ход приватизации, пришли к выводу, что земельная реформа не привела к желаемым результатам из-за коррупции и оттого, что в России права собственности плохо защищены.

Приватизация не пошла, прежде всего, из-за проблем с защитой прав собственности и чиновничьего беспредела. Сам по себе этот процесс положительно влияет на уровень прибыли, но если в регионе наблюдается высокий уровень коррупции, прибыль снижается. Поэтому, и, я думаю, со мной согласятся аграрии области, без обсуждения механизмов приватизации с сельским населением, учеными, экономистами и общественными деятелями нельзя проводить столь масштабные изменения в стране. Госорганы обязаны предоставить общественности четкий план действий проведения реформы, а также критерии оценки ее эффективности. И фермеры должны четко представлять, откуда, на каких условиях будет привлечено финансирование, сколько будет стоить земля, корректируется ли данная реформа с реализуемыми или запланированными к реализации госпрограммами и так далее. Также считаю важным то, что торги должны проходить публично, в электронном формате, чтобы исключить пресловутый человеческий фактор. Механизмы не должны содержать двусмысленных положений и давать тем самым возможность нечистым на руку чиновникам трактовать и использовать земельную реформу в собственных интересах. Каждый желающий должен иметь возможность ознакомиться с механизмами и ходом реформы, включая возможность ознакомления с электронной версией кадастра, списками покупателей земли, стоимостью в разных районах и другой информацией.

- Назовите площадь земель, которые будут приватизированы в нашем регионе.

- На сегодняшний день, по официальным данным, в Костанайской области количество сельскохозяйственных земель превышает 10 млн га. Из них в частную собственность приобретено лишь 50 тысяч. У всех сельхозформирований, если они не в состоянии рационально использовать земли, есть право вернуть их государству, после чего они будут переданы в специальный фонд. По усмотрению местных властей часть освободившейся земли, находящейся вблизи сел, может быть резервирована для выпаса домашнего скота.

Кустанай
Карта Костаная
Карта области

Счетчик посещений

Наши партнеры
Помогите детям

Banner

2003 © Interstan® .